Дипломный проект
«Девиантное
поведение подростков»
|
РАЗРАБОТАЛ :
Андреев Виталий Эрнстович
|
|
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:
Ковалевич Игорь Анатольевич
Зиборова Светлана Викторовна
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1.
Примеры учащихся с отклонениями в поведении и
(или) успеваемости
1. Ученица Ш., - семья полная, двое детей.
Брат старше Ш. на 9 лет.
Брат живет уже 3 года отдельно от родителей, -
до ухода в основном он занимался воспитание девочки, т. к. родители работают
посменно, пьют. Семья крайне конфликтная – частые драки на фоне пьянства,
часто старший брат бьет родителей за то, что они пьяны.
Девочка слабоуспевающая; периодически наблюдаются
вспышки гнева, драчлива, сквернословит; демонстративное поведение. По темпераменту
– холерик.
Выдержки из психологического обследования на
момент начала работы с ребенком:
1) по данным социометрии – "эмоциональный изгой"
в классе. В свою референтную группу по учебным мотивам выбирает хорошоуспевающих
учащихся, а вот для общения – детей со схожим поведением: агрессивных, вспыльчивых,
слабоуспевающих, пользующихся "дурной славой" в школе и за ее пределами.
2) ПДО – эпилептоид – склонность к дисфории,
аффективной взрывчатости. Аффекты отличаются смлой и продолжительностью.
В аффекте выступает безудержная ярость и циничная брань.
Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда
связан с ущемлением ее интересов. Повод может быть случайным, но он всегда
играет роль "последней капли". Выражена реакция эмансипации, возможна сильная
склонность к демонстративности. Преобладание черт демонстративной женственности.
3) определение акцентуации характера (тест Шмишека):
Экзальтированная акцентуация с присутствием черт
эмотивности.
4) Люшер (компьютерный вариант) – чувствительна,
нуждается в эстетическом окружении (партнере), с которым будет в теплых
и близких отношениях.
Испытывает потребность в "корнях", безопасности
и спокойном дружеском общении.
Не выносит, когда близкие высказывают недостаточное
уважение к ней. Если не может и в будущем рассчитывать на желаемые отношения,
- склонна прекратить общение с такими людьми.
Считает, что получает меньше, чем ей следует, но
понимает, что с этим придется примириться.
Продолжение приложения1
Жаждет найти убежище от конфликтов, где она была
бы в безопасности. Боится пустоты и одиночества.
Крайне нуждается в отдыхе и расслаблении.
5) Общаяя тревожность повышенная: 65 баллов;
Школьная тревожность высокая – 31;
Личностная и межличнлостная – в норме.
Скорее всего эти высокие показатели являются
следствием определенных личностных конфликтов, нарушением в развитии самооценки,
а также реальным неблагополучием ученицы в наиболее значимых областях деятельности.
Коррекционная работа с девушкой ведется в нескольких
направлениях:
1) Формирование понимающей, одобряющей группы
сверстников путем привлечения подростка к занятиям в тренинговой группе.
2) Индивидуальная работа с психологом:
а) прорисовка жизненного пути, перспективы будущего;
б) управление своими психоэмоциональными состояниями.
3) Привлечение родителей к психотерапевтической
работе:
а) Индивидуальные беседы с психологом, педагогами.
б) (в перспективе) посещение занятий школьного родительского
клуба.
Первые результаты работы:
1. Снижение колличества аффективных вспышек.
2. Поиск девушкой контакта с одноклассниками.
3. Инициатива (со стороны подростка) в поиске
встреч с психологом.
Продолжение приложения1
2. Ученица М., - воспитанием девочки занимается
старшая сестра, которая старше М. на 9 лет. Средний брат находится в заключении.
Родители пьют. У отца частые появления галлюцинаций на фоне алкогольного
опьянения, - в результате которых мать и дети вынуждены жить у чужих людей.
Семья распадающаяся.
У девочки крайне подавленное настроение; частые
пропуски уроков ( иногда по нескольку дней не приходит в школу, - гуляет
по улицам).
Некоторые данные по результатам психологического
обследования на момент начала работы с подростком:
1) Тест Люшера – относительно пассивна и находится
в
статичном состоянии, хотя тот или иной конфликт
мешает душевному покою. Не способна добиться отношений, которые могли бы
удовлетворить ее с точки зрения взаимной привязанности и взаимопонимания.
Действует спокойно, с минимумом волнений, чтоб
не терять контроля над своими взаимоотношениями и с окружающими. В обществе
своих знакомых и близких любит чувствовать себя легко и раскованно.
Чувствительна и отзывчива, однако, в ней ощущается
некоторая напряженность. Нуждается в покое, который она может обрести в
обществе какого-нибудь близкого человека.
Считает, что с ней обращаются несправедливо,
она не заслуживает такого обращения. Надежды также обманули ее.
Упадок жизненных сил сделал непереносимым какое-либо
дальнейшее напряжение, возбуждение или какое-либо требование к ней. Она
хочет спастись от этого бегством в искусственный мир, в котором вещи больше
приближаются к тому, какими бы она хотела их видеть.
2) Общая тревожность, школьная и др., - в норме.
3) ПДО – повышенная склонность делинквентному
поведению, преобладание черт демонстративной женственности.
Психастенический тип + тревожная акцентуация характера
(по Шмишеку): нерешительна, склонна к рассуждательству, боится не оправдать
слишком высокие ожидания со стороны других людей. Наблюдаются тревожная
мнительность и любовь к самоанализу.
Труден любой, даже самый малозначимый выбор. Тревожная
мнительнасть по поводу вопросов собственного здоровья. Педантизм в некоторых
вопросах, как психологическая защита.
4) Референтная группа М. состоит из "сильных"
учащихся, сама же она занимает в социометрии класса одно из последних мест
("болото").
Коррекционная работа с подростком:
Продолжение приложения1
- Работа с семьей учащейся результатов не дала, - родители не идут на
контакт с работниками школы.
- После сессий гешталь-терапии девочка начала "более богато" описывать
свое настроение, чувства; начинает видеть перспективу и пути выхода
из сложившейся психотравмирующей ситуации. Летом М. будет посещать занятия
тренинговой группы для подростков со сходными проблемами, где как основная
цель – целеполагание и жизненная перспектива; мотивация деятельности.
Продолжение приложения1
3. Ученик Кш. Родители пьют. Мальчик курит,
употребляет спиртные напитки. Вызывающе ведет себя на уроках, часто прогуливает
занятия, слабоуспевающий. Интеллект в пределах возрастной нормы.
Выдержки из психологического обследования подростка
на момент начала коррекционной работы
1) Уровень тревожности – в норме.
2) Данные социометрии – позиция, близкая к изгойству.
3) ПДО + Шмишек: Эпилептоид, гипертимная и экзальтированная
акцентуации характера – склонность к дисфории, аффективной
взрывчатости. Аффекты отличаются силой и продолжительностью. В аффекте выступает
безудержная ярость – циничная брань. Поводдля гнева может быть ничтожным,
но он всегда связан с ущемлением его интересов. Выражена реакция эмансипации.
Преобладание черт мужественности. Сильная склонность к делинквентности.
Часто не доводит начатое дело до конца, не в
состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Плохо
переносит контроль со стороны взрослых. Демонстративное поведение.
Коррекционная работа с подростком:
- Работа в тренинговой группе по формированию навыков продуктивного,
доброжелательного общения. Применение в работе таких методик как "Зеркало",
"метод Гуру".
- Участи подростка в подготовке классного часа в форме диспута "Зачем
я живу?"
Первые результаты работы:
Учителя и социальные работники школы отмечают,
что стали реже видеть Кш. в компаниях, где распиваются спиртные напитки.
Сократилось (хотя и на значительно) число прогулов.
Продолжение приложения1
4. Ученик Кр. – родители пьют, мальчик
курит, употребляет спиртное. Налицо социальная запущенность. Интеллект снижен.
"Клоун".
Выдержки из диагностики на момент начала коррекционной
работы с подростком
1) По данным социометрического исследования –
изгой ("клоун"), бунтарь.
2) ПДО + Шмишек – истероидный тип с чертами экзальтированной
акцентуации – не выносит, когда при нем хвалят других; демонстративен. Ненасыщаемая
потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. Внушаем,
лжив, кажущаяся эмоциональность (театральность, яркость проявления эмоций
при отсутствии глубоких чувств). Алклголизм носит демонстративный характер
: пьет немного, но любит похвастаться огромным количеством выпитого. Ложь
по принципу фантазий.
3) Уровень тревожности в пределах нормы.
4) Тест Люшера – неадекватность реакций; инфальтильность
поведения. Ситуативная тревожность. Неясность целей,
поиск сильной личности в качестве опоры. Крайняя неуверенность в себе.
Коррекционная работа с подростком:
- Привлечение Кр. к проведению классных мероприятий в праздничные дни.
- Привлечение его в школьную студию пантомимного искусства.
Мама подростка на первом этапе работы шла неохотно
на контакт с
работниками школы. Теперь мать учащегося хотя и
эпизодически, но все же посещает заняти школьного родительского клуба.
Продолжение приложения1
5. Учащийся К. – воспитывается отчимом.
Мать, хотя и проживает вместе с ребенком, - от воспитания сына уклоняется.
Мальчик курит, часто прогуливает уроки. Провоцирует "разборки" среди ребят;
Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Замечен в краже чужих
вещей.
Выдержки из диагностики на момент начала работы
с подростком:
1) ПДО + Шмишек – шизоидный тип с ситуативными
проявлениями черт гипертимного типа – замкнутость,
отгороженность от окружающих, неспособность (нежелание ) устанавливать контакты
с окружающими. Подчас, страдая от одиночества еще больше уходит в себя.
Бурно реагирует на попытки вторгнуться в его мир. Выражена реакция эмансипации.
Преобладание черт мужественности. Правонарушения совершаются в одиночку
(хорошо продуманные кражи и др.)
2) Уровень тревожности: общая – в норме, Школьная
– высокий уровень, Личностная и межличностная – в норме.
3) Тест Люшера – депрессивное состояние. Нуждается
в
сочувствующем окружении, но не знает, как найти
контакт с группой.
ответам учащегося на вопросы теста по тревожности;
Стресс, вызванный нежелательными ограничениями, запретами, а порой и вмешательствами
в его внутренний мир.
Стремится использовать каждую возможность, когда
можно не подчиняться никаким ограничениям или запретам ( желание самому
распоряжаться своей судьбой).
Нуждается в признании, честолюбив, хочет производить
впечатление. Оказывает сильное сопротивление внешним воздействиям.
4) по данным социометрии – позиция учащегося
в классе -"болото".
Коррекционная работа с подростком:
- Консультирование и лечение у школьного психиатра;
- Привлечение к организации досуга ребят класса ( мальчик неплохо рисует);
- Участие в тренинговой группе для подростков со сходными проблемами
в общении;
- Тренинг в психологическом клубе другой школы города с целью отработки
новых форм реагирования и регулирования своего психоэмоционального состояния.
Приложение2
Выявление уровня тревожности у подростков
Инструкция: на этих страницах перечислены
ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут
быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите
кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной,
обведите цифру-0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите
цифру-1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое
беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру-2.
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное
беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру-3.
Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы
не можете перенести ее и она вызывает у вас сильное беспокойство, очень
сильный страх, обведите цифру-4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее
каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени
эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу, страх.
Пример: Перейти в новую школу 0 1 2 3 4
1. Отвечать у доски. 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям. 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы. 0 1 2 3
4
5. Думать о своем будущем. 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить.
0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 0 1 2 3
4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
0 1 2 3 4
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
9. Пишешь контрольную работу. 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки.
0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания. 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается. 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания.
0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача провал. 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех. 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе. 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему). 0 1
2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией. 0 1 2
3 4
19. Предстоит важное, решающее дело. 0 1 2 3
4
20. Не понимаешь объяснений учителя. 0 1 2 3
4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе. 0
1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими. 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности. 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького. 0 1 2
3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла). 0
1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа. 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах. 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение. 0 1 2
3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием.
0 1 2 3 4
КЛЮЧ
Методика включает ситуации:
а) связанные со школой, общением с учителями (задания
1,4,6,9,13,16,20,25,30);
б) актуализирующее представление о себе (ситуации
3,5,12,14,19,22,23,27,28,29);
в) ситуации общения: 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.
Нужно подсчитать колличество баллов по каждомиу
разделу шкалы и по шкале в целом, определить уровень соответствующих видов
тревожности и общий уровень тревожности.
1. Нормальный уровень тревожности (в баллах):
а) школьная –1-19
б) самооценочная –1-23
в) межличностная –3-20
г) общая тревожность – 10-62
2. Повышенный уровень тревожности:
а) школьная – 20-25
б) самооценочная – 24-27
в) межличностная – 21-26
г) общая тревожность –63-73
3. Высокий уровень:
а) школьная – 26-31
б) самооценочная –28-34
в) межличностная – 27-36
г) общая тревожность –70-90
4. Очень высокий уровень:
а) школьная – более 31
б) самооценочная – более 34
в) межличностная – более 36
г) общая тревожность – более 90
5. Чрезмерное спокойствие:
а) школьная – 0
б) самооценочная – 0
в) межличностная – менее 3
г) общая тревожность – менее 10.
Приложение3
Рекомендации к формированию и организации работы
психокоррекционных групп.
Наш опыт психокоррекционной работы с родителями
детей, имеющих отклонения в поведении и учебе, свидетельствует о том, что
наиболее эффективной формой являются частично "открытые" группы, состоящие
из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек. Частично
"открытая" группа может работать, не исключая из своего состава тех членов,
которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий
отсутствовать. Занятия могут проводится 1 раз (или чаще) в неделю. Длительность
работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину
и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного
года, а в лучшем случае двух или даже трех лет. После окончания работы группы
следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных
занятий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц).
На первом занятии родительницы знакомятся с правилами
работы группы. Ими являются:
1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим
о себе мы надеемся на взаимность.
2. Искренность в общении. Если не будет искренности,
мы не сможем общаться.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит.
Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
4. Группа оказывает поддержку каждому (советом,
возможностью выслушать, добрым словом).
5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются
проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в поведении и успеваемости.
В процессе работы группа проходит различные стадии
своего развития, а именно:
1. Стадию независимости и ориентировки, которая
характеризуется проявлением напряженности, тревожности, страхов у членов
группы.
2. Стадию нарастающего напряжения. На этой стадии
может возникать и нарастать негативное отношение к психологу и к самому
процессу психокоррекции (Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нас никто
не трогает, и мы никого не трогаем. Все это нужно было тогда, в самом начале,
когда это случилось). Нарастающее недоверие к психологу может проявиться
в жалобах в адрес администрации школы о том, что подобные эксперименты никому
не нужны и т.п.
3. Стадию формирования групповой сплоченности. Уровень
напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются
элементы эмпатии к членам группы и к психотерапевту.
4. Стадию зрелой, конструктивно работающей группы.
Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и "обратной
связью". В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные
модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им
избегать или преодолевать стрессовые ситуации.
Конспекты групповых психокоррекционных занятий
[Занятие l]
1. Разминка
Приветствие.
Психолог с большим воодушевлением приветствует всех
участниц в связи с началом занятий в группе: "Здравствуйте! Я очень рада
всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе.
А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими". Психолог выясняет
впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологического
дискомфорта у родительниц. "Влияет ли на вас необычность обстановки? Что
вы чувствуете?".
Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь
в круге, психолог предлагает участницам познакомиться друг с другом: "Прошу
каждую из вас приветствовать друг друга как можно искреннее, так, чтобы
вы сами испытали от этого удовольствие". Участницы группы приветствуют своих
соседей по кругу и взамен получают слова благодарности. Игра "Мои ощущения".
Психолог:
"Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Закройте
глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать
с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу,
находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить
то, что вам передает сосед слева (справа)".
После проведения упражнения психолог просит каждую
участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.
В процессе занятия психолог постоянно предлагает
каждой из участниц свободно высказываться по поводу своих ощущений и таким
образом обучает родительниц "вслушиваться" в свои чувства и "освобождать"
их от различных механизмов психологической самозащиты. Игра "Оцените партнера.
Какой он?" Психолог:
"Вновь образуйте круг. Закройте глаза. И теперь
еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партнера слева. Оцените ваши
ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же
самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербализуйте их. Старайтесь
ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите
их".
После окончания игры вновь проводится опрос каждой
из участниц с целью определения оценки полученных ощущений от разных партнеров.
В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах
как можно большего числа положительных свойств и качеств.
2. Основная часть
а) Сообщение психолога о Правилах работы группы
(см. Введение). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил
каждой участницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.
б) Тематический опросник "Мой жизненный путь. Мои
успехи и мои неудачи". Участницам группы раздаются бланки опросника для
заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания
и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится
очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником
является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение
этапа знакомства друг с другом участниц группы, но и одновременно служит
осознанию целей проводимого тренинга. В том случае, если родительницы назовут
в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти
аргументы, чтобы опровергнуть или подвергнуть сомнению эти высказывания
(только для специалиста).
3. Аутотренинг
Психолог называет новый этап урока и знакомит участниц
с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть
глаза. Читая текст, психолог изменяет звучание своего голоса. Он приобретает
оттенки внушения и суггестии:
"Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь.
Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю.
Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это
всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться.
Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте,
как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она
свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте,
как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте
ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные.
Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли
вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко,
свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое,
проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы
себя чувствуете?"
Затем психолог проводит опрос каждой из участниц,
определяя степень ее включенности в данную форму работы.
4. Музыкальная релаксация
Психолог:
"Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь.
Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться
под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными,
такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение
свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость
движения и двигайтесь в такт музыке. Начали". Звучит вальс "Голубой Дунай"
И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.
5. Подведение итогов занятия
Психолог:
"Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что
вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про-блем,а главное, от
проблем, связанных со своим ребенком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало
и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том,
чем вы живете и о чем думаете. Для того чтобы сохранить ваши впечатления
от каждой нашей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать вести дневник.
Пусть это будет самая обыкновенная тетрать, но ей вы сможете доверить свои
сокровенные мысли и надежды".
Прощание. Психолог:
"А теперь на прощание хочу сказать, что мне было
очень приятно работать с вами. А вам? (Участницы группы выражают свое мнение).
Благодарю всех за содействие". Психолог предлагает всем встать в круг, сказать
друг другу добрые слова на прощание и выразить при этом необходимость в
повторной встрече(и т.д. 12 занятий). |