Дипломный проект
«Девиантное
поведение подростков»
|
РАЗРАБОТАЛ :
Андреев Виталий Эрнстович
|
|
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:
Ковалевич Игорь Анатольевич
Шайдурова Ольга Валерьевна
|
Глава 2. Экспериментальная работа по диагностике
и коррекции отклоняющегося поведения. 1
2.1. Коррекция отклоняющегося поведения у детей
и подростков
Очевидно, что раннее выявление как физиологических
особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы
способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных
условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает
роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической
диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности
и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу
коррекции воспитания и образования.
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями
нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром
и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть
оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении
реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов
и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую,
психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие
отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс
мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания,
учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной
мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам
в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении
"идеального и реального"; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если
учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение
родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует
повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье;
предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить
превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения
детей, особенно в подростковом возрасте.
Детям с психатоподобным поведением необходимы
все те формы воздействия, которые существуют - ласка, шутка, поощрение,
строгий тон. Следует обучить ребенка правильной реакции на эти воздействия.
При отклоняющемся поведении дети страдают от неотвратимости наказания. Ожидание
неприятности вызывает у них протест, в том числе и побеги.
Ребенок должен знать, что реакция на его неправильное
поведение обязательно будет: сегодня его простят, завтра осудят, потом будут
сопереживать, в другом случае обратят в шутку. Таким образом, не создается
для ребенка состояния безысходности его положения и постоянного чувства
вины. У детей психапатоподобным поведением Эффективным методом психотерапии
является создание группы общения. Такая группа из 6-8 человек участвует
в обсуждении своих проблем. В зависимости от задач можно целенаправленно
воздействовать на эмоциональное объединение группы, применять приемы коррекции
самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности.
При формирующейся психопатии неустойчивого,
возбудимого круга реабилитационные мероприятия связаны в основном с коррекционно-воспитательной
работой. В отношении конфликтов, которые неизбежно возникают у детей с повышенной
эмоциональной возбудимостью, необходимо проводить мероприятия на снятие
психоэмоционального напряжения.В работе с такими детьми нужно добиваться
положительной реакции на требование, правильного понимания, критичности
к допущенным поступкам, вырабатывать умение вовремя остановиться. Большое
значение имеет тон, манера разговора с таким ребенком. Некорректное замечание
может изменить настроение ребенка, спровоцировать нарушение поведения, значительно
повлиять на процесс обучения и поведение.
У гиперкинетических детей обычно отмечается
выраженное нарушение активного внимания. Гиперкинетический ребенок импульсивен
и никто не может предсказать, что он сделает в следующий момент. Действует
он, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадает в неприятные
ситуации. Он чрезмерно впыльчив, он не говорит, а кричит, спорит, доказывает,
оправдывается. Привлечь его внимание удается с трудом, оно постоянно ускользает
с одного на другое. Такой ребенок способен вывести из терпения самого спокойного
взрослого. На уроке ему трудно сосредоточиться. При письме он пропускает
буквы, не дописывает слова и предложения и больше других нуждается в коррекции
внимания и воспитании усидчивости.
Коррекция поведения подростков с истероидными
проявлениями и особенно истеронеустойчивых особенно трудны. Ни замечаниями,
ни внушением, ни рациональным разъяснением устранить нарушения практически
невозможно. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением,
слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают
себя "героями" или "жертвами". Истеричные подростки тонко чувствуют отношение
к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образным
языком. в таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка
и умело использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство подростка
и дать ему понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед
ним. Лучше, чтобы беседа происходила с глазу на глаз, без присутствия других
лиц. Истероидные подростки требуют внимания. Их необходимо выслушать, а
затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться
заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать
досуг ребенка. Хорошее влияние на эту категорию детей оказывают литературно-исторические
примеры, ориентирующие ребенка на выбор иного стиля поведения. Постоянное
сравнение себя с эталонным образцом порждает желание самосовершенствоваться.
Это дети с высоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой
сферой. Часто они художественно или музыкально одарены, с хорошей ручной
умелостью. Эти их качества и следует использовать, вовлекая в занятия искусством,
живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном. Таких детей
следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес
к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители.
Подростки с психастеническими чертами характера
обычно не вовлекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально,
то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала,
успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе
они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного
"безответственного" отношения.
Гипертимные подростки не выносят однообразия
и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый.
В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии, разнообразить
жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься
ими. Необходимо только направлять в социальное русло развитие личности такого
подростка, т.к. оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные
поступки.
Конформные подростки адаптируются к своей микросреде
настолько, что даже небольшие перемены в их окружении вызывают у них негативизм.
Они предпочитают стабильность существования. В этом жизненном правиле отражается
отсутствие у них самостоятельности и гибкости мышления. Подростки спокойно
существуют в монотонной, стабильной обстановке. Настоящих друзей в школе
у них ент. В учебе и в работе они старательны, но избегают нововведений.
Дезадаптация наступает, когда подросток попадает в группу с антиобщественным
поведением. В силу своего характера они постепенно усваивают такое поведение
в качестве эталонного. Следует учесть, что такой тип характера имеет и свои
положительные стороны. Подростки исполнительны, аккуратны, выполняют все
рекомендации, инструкции и правила. Именно на эти качества и следует опираться
в коррекционной работе.
При педагогической запущенности часто выражены
болезненные переживания своей несостоятельности и стремление уйти от учебных
занятий. При коррекции могут быть использованы психолого-педагогические
приемы. Педагог вычленяет от одной до трех тем из всего учебного материала
и за короткий срок (2-4 надели) доводит знания ученика с уровня, например,
2-го класса до 4-го. Положительные результаты, успехи стимулируют ребенка
на преодоление пробелов в знаниях по всему учебному материалу. Имея нормальный
интеллект, ребенок быстро ликвидирует пробелы в знаниях.
Коррекционная работа при патохарактерологических
реакциях личности и патологических формированиях характера должна быть направлена
на оздоровление среды и семейно-бытовой обстановки:
систематический контроль и коррекцию поведения со
стороны родителей, воспитателей и педагогов; формирование интересов и трудовых
установок; семейную психотерапию. Коррекция неблагоприятных личностных особенностей
– это коррекция судьбы, развития жизненной ситуации в будущем. Не будет
преувеличением сказать, что в психотерапевтической коррекции нуждаются практически
все дети и подростки. Но особенно она необходима для предупреждения оклоняющегося
поведения с низкой адаптивностью, с патохарактерологическими реакциями,
а также при других нарушениях поведения.
2.2.Методы работы
Психотерапевт при работе с детьми и подростками
может использовать, например следующие методы/28/:
- метод "психотерапевтического зеркала", формирующий способность видеть
себя, свое поведение как бы со стороны.
- метод рассмотрения альтернатив, или "метод Гуру", когда ребенку
или подростку показывают результат его движения "не туда" и "не за
тем" и рисуют "заманчивую" перспективу;
- метод "компенсации", когда подростку, лишенному чего-то важного,
недостижимого предлагается заманчивая альтернатива приемлемого для
него пути;
- метод внушения положительных социальных установок, "нравственной
иммунизации", когда ребенку внушают положительные социальные установки,
прививают "иммунитет" к отрицательным влияниям среды.
Например, подростка оставляют за старшего в группе.
Но дети его не слушают, разговаривают, встают, ходят, т.е. ведут себя так,
как ведет обычно себя он. Прочувствовав на себе неприятное отношение сверстников,
ребенок начинает критически оценивать свои поступки и поведение в целом.
Подростки неравнодушны к своему будущему. При
использовании "метода Гуру" ему говорят по аналогии со сказкой: "Пойдешь
налево – найдешь бесчестье, пойдешь направо - найдешь удовлетворение и счастье".
Сильный впечатление на подростков производит пример преуспевающего в жизни
молодого человека. Он не поучает, не призывает, а просто рассказывает о
себе, о своей жизни и успехах. Можно организовать встречи с выпускниками
школы, преуспевающими в жизни.
- для исправления эгоцентричных черт характера психолог, психотерапевт
могут прибегать к психодраме.
В групповой работе достигается способность к пониманию
переживаний, интересов других детей. Приобретаются навыки общения, способность
к разрешению межличностных конфликтов, преодолеваются застенчивость, неуверенность
в собственных силах, приобретаются лидерские и ораторские качества. В психотерапевтической
группе ребенок видит себя во взаимодействии с другими, оценивает свои поступки
глазами других детей.
- общеизвестен оздоровительный эффект игровой терапии.
Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть
оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать
свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет
размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Следует подчеркнуть,
что систематическое наблюдение за игрой позволяет определить степень общительности
или замкнутости каждого ребенка. Робость часто не позволяет ребенку самому
предложить себя на главную роль, а его товарищи этого не замечают. Психотерапевт
предоставляет такую возможность каждому ребенку и поощряет любую инициативу
и творчество. Включившись в игру, даже самые застенчивые и робкие дети в
конце концов чувствуют себя свободно, раскованно, раскрепощенно, получая
радость от общения с людьми. игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность,
скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность
к самовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль.
Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка.
Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины
и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В психотерапевтических играх
не должно быть проигравших. При отклоняющемся поведении положительное влияние
игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного
поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре,
и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует
выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.
Отражение проблемных ситуаций в игре дает возможность
коснуться и семейных отношений. Игры "в семью" дают возможность создать
новые варианты взаимоотношений.
Продолжительность игровой работы с группой составляет
около полугода при двухразовых занятиях в неделю.
2.2.1.Программа развития временной перспективы
и
способности к целеполаганию для учащихся
Цель предлагаемой ниже развивающей программы/24/
для работы со старшеклассниками – помочь учащимся определить свои жизненные
планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться
в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной
идентичности
Общепринятое положение о том, что обращенность
в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы,
перспективы составляют "аффективный центр" жизни подростка, не означает,
что возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным
законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные
трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Типичной для
ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы
(Э. Эриксон) –тесно связанной с кризисом идентичности. Не всем дается легко
формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости
времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение
с представлением о том, будто время остановилось. Чувство остановки времени
психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время
еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Установка
(как правило неосознанная) на продление "эпохи моратория" с ее весельем
и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности.
Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить
ближнюю и дальнюю перспективы.
В основе предлагаемой ниже программы лежат психотехники,
заимствованные из различных американских источников, в частности М.Мольца/17/:
"Я – это Я, или как стать счастливым". Сейчас появилось множество книг,
статей в журналах и газетах содержащих рецепты, которые помогут вам стать
знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде в
тройке самых важных – "определи свою жизненную цель":
- Следуй строго поставленной цели. Учись ее находить.
- Не предавайся бесплодным мечтам.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
Самую, пожалй радикальную позицию в этом вопросе
предлагает М. Мольц: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют
целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей.
Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм",
как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает
на вас, как "механизм успеха" или механизм удач", в зависимости от того,
как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели". В тоже
время, Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности
достигнуть цели можно лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые
только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.
Существенным элементом всех излагаемых ниже
психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается
в ментальном плане, - обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые
должны делать учащиеся.
Так как же ответить на самый главный и самый,
как ни странно, трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать
свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так:
надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно. Чтобы ответить подробнее,
полезно обратиться к нижеследующим психологическим упражнениям и техникам.
Итак:
1. Возмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее,
там, где вы чувствуете себя максимально коифортно. А теперь постарайтесь,
не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так,
как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели
бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.
Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите
стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь
и в течении 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где
только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте
себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если
какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте
себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате
достичь, следуйте правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно
представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь;
чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для
достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление
о результате, что именно будет, когда вы достигните своей цели.
4) важно формулировать такие цели, достижение
которых в принципе зависит отвас: не надо расчитывать на то, что кто-то
что-то должен сделать и тогда все будет хорошо.
5) спрецировав в будущее последствия выших сегодняшних
целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям, ваши результаты
должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть "экологически чисты".
2. На следующем этапе следует просмотреть составленный
ранее список и определить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите
ли вы все то, что написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся
к весьма отдаленному будущему. Важно иметь ясное представление и о первом
шаге, и о последнем.
3. Теперь из всего тог, о чем вы написали, выберете
четыре самых важных на этот год цели. Выберете то, что в случае реализации,
достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше
всего волнует. Выпишите эти 4 цели.
А затем напишите, почему вы точно уверены, что это
для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно,
если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в
необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличает
просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь.
4. Теперь, когда составлен список из четырех
главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных
выше правил. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти изменения
внести.
5. Теперь составьте список тех необходимых для
достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить
те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха, это
обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Какие из вышеперечисленных
ресурсов вы тогда использовали наиболее максимально эффективно?
7. После этого опишите, каким человеком вы должны
были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
8. Теперь в нескольких тезисах сформулируйте,
что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо
сейчас.
9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных
целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом
спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану
прямо сегодня.
Задача следующего шага – разработка собственно
стратегии достижения успеха. Э Роббинс предлагает на этом этапе воспользоваться
некоторыми идеями НЛП Дж. Гриндера и Р. Бендлера/24/, а именно: попытаться
смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.
10. Воспользуйтесь такими моделями.
Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете,
а могут
быть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных
успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились
того, к
чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите
их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что
каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь
цели. Запишите основную идею того, что они скажут.
11. Нарисуйте мысленно свой идеальный день. Это
может быть мысленный рисунок, но может быть и реальный. Кто с вами? Чем
вы заняты? Когда, как вы проснулись?, что происходит дальше вплоть до самого
вечера, когда вы вновь ляжете спать? Что вы будите чувствовать, ложась в
постель? Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.
12. А теперь опишите ваше идеальное окружение.
Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный сфокусированный сигнал,
чтобы заработал описанный Мольцем механизм автоматического наведения на
цель. Вот почему вышеприведенные упражнения очень полезны.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы
не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь,
то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свои планы.
Как показала практика, сначала выполнять эти
упражнения подросткам достаточно трудно, даже при наличии в тренинговой
работе подготовительного этапа, включающего в себя приобретение навыком
коммуникативного общения, самопонимания, развития сенсорики и др.
Но потом это становится легче, и даже занимательнее.
- в последние годы большое внимание уделяется проблемам семьи. Семейная
психотерапия – это особый вид психотерапии, направленный на изменение
межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений.
2.3.Проблемы взаимоотношений с родителями
Высокая проблемная нагруженность у подростков обнаружена
в отношениях с родительским домом. Что в других культурах, например, отношения
с родителями – это не острая проблема для подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях
родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган/9/ Один
из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществе
отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в
какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не
интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники
в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного
поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках
родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Поскольку родители
современных подростков в большинстве своем сформировались как личности в
предшествующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании
результат объясняют изложенные В.Е. Каганом наблюдения. Также установлена
высокая частота конфликтов подростков с родителями, причинами которых являются
нарушение подростками нормативного поведения, которое , с точки зрения родителей,
является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со
своими детьми.
Таким образом, переживание подростками проблем,
возникающих как пртиворечие между ними и их родителями, это – скорее следствие
социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени
стало очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом
помощи как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего,
в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих
детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Работа с родителями
должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна
предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования
семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного,
управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал
бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек.
Семья представляет собой систему взаимосвязанных
социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными
нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят
субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга.
Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания,
неправильная позиция родителей и ребенка. Следствием этого могут стать нервно-психические
срывы, отклоняющееся поведение, неправильное формирование характера. Часто
отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот,
явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это
вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием
видеть свою вину или реальную угрозу в будущем.
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов,
нужно выделить неблагоприятные черты родителей, прежде всего матери. В теоретических
исследованиях, посвященных вопросам развития личности, особенно заостряется
внимание роли матери в эмоциональных отношениях с ребенком (Л.И. Божович,
Р. Бернс, И.В. Дубровина, И.с. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.)/18/.
Ибо неразвитость отношений междй матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется
в стабильное отвержение ребенком своего собственного "я", что в свою очередь
приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений /22/.
К таким чертам относятся:
- повышенная эмоциональность,
- склонность легко расстраиваться,
- аффективная возбудимость,
- доминантность в семье,
- эгоцентризм,
- гиперсоциальность – утрированное чувство долга,
- повышенная принципиальность,
- трудность компромиссов.
У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной
нестабильностью и импульсивностью. Преобладает трвожно-мнительное настроение.
Гиперсоциальность выражается в мелочной пунктуальности и педантизме.
Типы патогенного родительского поведения
Нередко тип семьи связан с формами родительского
поведения. Типами патогенного родительского поведения, по Боулби/18/, являются:
- Тип А – оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в
любви и полностью отвергают его;
- Тип В – ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
- Тип С – угрозы покинуть семью или "разлюбить" ребенка как дисциплинарные
меры;
- Тип Д – внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе,
болезни или смерти одного из родителей;
- Тип Е – отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять
его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего
своими обязанностями родителя.
Представим также типы негармоничных семей:
1 – распадающаяся семья;
2 – неполная семья;
3 – регидная, псевдосолидарная семья;
4 – распавшаяся семья.
Среди негармоничных семей распадающаяся семья
несет в себе самый сильный патогенный заряд. Данный вывод можно сделать,
исходя из представленной в таблице информации о зависимости родительского
поведения от типа семейных отношений.
Зависимость родительского поведения
от типа семейных отношений
Таблица1
Негармоничная семья |
Типы патогенного родительского поведения |
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип |
А, В, С, Д, Е
А, Д, Е
А, С, Е
Д, Е |
Из таблицы видно, что распадающаяся семья содержит
в своем деструктивном "арсенале" большее, чем другие, число факторов, способных
дестабилизировать нормальное развитие подростка. Хотя,
вполне возможно, что на становление личности оказывает
влияние не только и не столько тип или стиль отношений, сколько важен именно
эмоционально-психологический климат в семье.
Истокиотклоняющегося поведения/3/.Существуют
два теоретических подхода, позволяющих прояснить характер причинной зависимости
между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.
Олуэйз /3/ работал над проблемой причинности, используя
регрессионный анализ, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей,
так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась
по ответам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра,
теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:
1) негативизм матери – враждебность, отчужденность,
холодность и безразличие к ребенку;
2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком
агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;
3) применение родителями силовых дисциплинарных
методов – физических наказаний, угроз, скандалов;
4) темперамент ребенка – уровень активности и
вспыльчивости.
Было выявлено, что негативное отношение матери к
ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые
в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент
ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлению агрессии.
Рис. 1. Модель становления агрессии по Олуэйзу.
Паттерсон /3/ разработал базовую модель связи между
характером семейного руководства и агрессивностью. Одна из сторон модели
– незрелые методы регулирования дисциплины означает, что в некоторых случаях
родители могут игнорировать отклоняющее поведение ребенка или позволять
ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать
физическими наказаниями не осуществляя своих
угроз. В следующий раз они могут "взорваться" и
повести себя агрессивно. Если родителям не хватает умения научить ребенка
следовать определенным правилам поведения, его манерой становится неподчинение
и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях
с людьми.
Таким образом, родители непредсказуемы и не последовательны
в выборе наказания за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования
дисциплины подготавливают почву для усваивания ребенком силовой тактики
отстаивания своих интересов.
Рис 2.
Модель семейных взаимоотношений Паттерсона ,
основывающихся на принуждении, демонстрирует отношение "родитель–ребенок",
где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии
следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия
с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием
принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных
социальных ситуациях и в конечном счете может привести к отклоняющемуся
или асоциальному поведению.
Кроме выше перечисленных случаев встречаются следующие
ситуации: у обоих супругов часты недостаточная уверенность в себе, противоречивость
личности. Во взаимоотношениях с людьми такие родители непроизвольно компенсируют
свои неотреагированные отношения. В литературе описаны следующие типы таких
отношений/28/:
1) Внешне "спокойная семья". В таких семьях за
благоприятным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые отрицательные
эмоции супругов друг к другу. Нередки приступы плохого настроения, тоски,
депрессии. Супруги ощущают себя усталыми, они не разговаривают друг с другом.
Ребенок беспомощен, чувствует опасность, но не понимает ее. Напряжение нарастает.
2) "Вулканическая семья". Здесь супруги постоянно
выясняют отношения, часто расходятся, сходятся, ссорятся, обещают "любить
друг друга до гроба". Чувства преобладают над ответственностью перед семьей
и ребенком. Ссоры родителей в глазах детей приобретают катастрофические
размеры, что для ребенка оборачивается трагедией. Стиль отношений родителей
фиксируется на долгие годы.
3) Семья "санаторий". В такой семье один из супругов
является тревожной личностью, что оказывает влияние на других членов семьи.
Семья отгораживается от внешнего мира и становится симбиотически зависимой
друг от друга. Позиция детей в таких семьях различна. Так как родители заняты
собой и выяснением отношений (ты безжалостна, а я так страдаю), дети испытывают
недостаток материнской любви, становятся тревожными. Второй вариант поведения,
когда "санаторными" отношениями окружается кто-то из членов семьи. Происходит
излишняя фиксация на здоровье, подчеркивание всевозможных опасностей и запугивание.
Необходимость удержать ребенка в семье приводит к обесцениванию ценностей
вне семьи, к их дискредитации (его друзей, форм свободного поведения). Мелочная
опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от мнимых опасностей могут привести
к невротическим срывам. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста
и эмансипации. Повышенная фиксация на здоровье приводит к формированию личности
со сверхценной озабоченностью своим здоровьем.
4) Семья "крепость". В основе такой семьи лежат
представления об угрозе, жестокости, агрессивности окружающего мира, о всеобщем
зле. Враждебность из семьи переносится на внешний мир. В таких семьях любовь
к ребенку носит условный характер. Его любят, когда он оправдывает надежды.
Семья-крепость ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего
конфликта, вызванного рассогласованием требований между родителями и собственным
опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению,
повышению невротического уровня реагирования, неуверенности. Усиливаются
реакции протеста, оппозиции, упрямство, негативизм.
5) Семья "театр" – еще один пример дисгармоничной
семьи. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую потребность
в признании, в постоянном внимании, любовании, поощрении. Иногда члены семьи
разыгрывают друг перед другом спектакль: все что-то говорят, что-то делают,
что-то эмоционально выражают. Семейный театр призван сохранять видимость
благополучия. В таких семьях родителям не до детей. Воспитание передоверяется
детским садам, школам или общественным организациям. Следуя за модой, дети
этих семей посещают кружки иностранных языков, музыки, танцев, живописи.
Родительскую любовь стараются подменить материальным благополучием.
6) Семья – "третий лишний". Здесь супруги заняты
собой, а родительство – помеха для них. В этих семьях возникает скрытая
неприязнь к ребенку, который мешает. Такие родители внушают детям чувство
неполноценности, фиксируя их недостатки. У ребенка формируется неуверенность,
слабость, безынициативность. Ребенок плохо адаптируется в детских коллективах.
7) Семья с кумиром. Это довольно распрстраненный
тип семьи с единственным ребенком. Ребенок становится игрушкой, кумиром
семьи. Родители без критики относятся к нему, все прихоти ребенка исполняются,
воспитываются истероидные черты характера.
8) Семья "маскарад" –характеризуется несогласованностью
жизненных целей, планов, оценок, которым можно дать название маскарад. Такая
несогласованность действий родителей вызывает у ребенка растерянность и
порождает внутренний конфликт.
Задача психотерапевта сводится к тому, чтобы проанализировать
семейный конфликт, помочь правильному распределению
семейных ролей, усилить защитные реакции членов семьи. Нереалистическое
восприятие членами семьи ситуации приводит к постоянным ссорам и выяснениям
отношений. Часто это сопровождается стремлением к самоутверждению с подчеркиванием
вины другого и демонстрацией своей беспомощности. Поэтому одной из задач
психотерапии ставится изменение восприятия самого себя и других, изменение
реагирования на другого, изменение в способе проявления мыслей и чувств
методами групповой психотерапии.
Группы формируются из супружеских пар с детьми
(или без них). Суть конфликта быстрее воспринимается другими членами группы,
что способствует пониманию конфликта. Это помогает восстановлению нарушенных
взаимоотношений в семье.
Одной из важных методик в групповой психотерапии
семей является техника проигрывания ситуаций. Проигрываются и обсуждаются
темы: "Обида", "Решительный разговор", "Трудный выбор". Ситуации проигрываются
в форме диалога или без слов.
Другим способом являются групповые беседы: обсужде6ние
проблем общения, воспитания детей, кризисных периодов жизни семьи, финансового
положения и т.д.
Семейная психотерапия имеет большое профилактическое
значение, так как для ребенка семья является психологической защитой и мощным
психотерапевтическим фактором.
Показательной является работа М. Земска "Семья
и личность"./18/
На основе ее анализа составлена таблица 2 "Деструктивные
эмоциональные связи в семье и их влияние на формирование личности детей"
. В таблице выделены, с одной стороны, - стили поведения, характеристики
черт поведения родителей, позиции родителей, а с другой стороны, формирующиеся
черты личности ребенка и его реакции, связанные с родительским отношением.
Деструктивные эмоциональные связи в семье
и их влияние на формирование личности детей
Таблица2
Стили поведения родителей |
Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку
|
Позиции родителей |
Реакции ребенка |
Формирующиеся черты личности |
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция |
Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто
проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие |
А+С-отвергающая (ребенок - "тяжкий груз") |
Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним |
Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д. |
В. Большая концентрация внимания на ребенке |
Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно-
гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением
ребенка |
В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) |
Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос-
тями других |
Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной
значимости и тревожность, беспомощ-ность |
С. Доминиро-вание |
Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти |
В+С- чрезмерное требование |
Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность |
Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность |
Д. Уступчивость |
Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить
детьми, мягкость |
А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) |
Невыполнение приказаний родителей |
Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная
неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость |
Стили поведения родителей Проявления характерных
черт поведения родителей по отношению к ребенку Позиции родителей
Реакции ребенка Формирующиеся черты личности
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители
обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность
по отношению к ребенку или равнодушие А+С-отвергающая (ребенок – "тяжкий
груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним Агрессивность
непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.
В. Большая концентрация внимания на ребенке Стремление
постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений,
родители бди- тельно следят за поведением ребенка В+Д- чрезмерное оберегание
(ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют
над потребнос- тями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное
преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность
С. Доминиро-вание Непреклон-ность родите-лей,
тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти В+С- чрезмерное требование Постоянное
состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность
робость, чрезмерная впечатли-тельность
Д. Уступчивость Для поведения родителей ха-
рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д-
(крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность
устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость,
непостянство в планах, хвастливость
Опираясь на представленный материал, можно сделать
общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание
социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать
прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется
вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении
своих детей.
Важно также отметить, что стиль взаимоотношений
подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.
Сопоставление данных о самоуважении подростков
с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым
родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения
ниже, чем у других.
2.4. Анализ диагностической работы.
В данном классе 24 человека. С целью выявления
детей с нарушениями в поведении были использованы следующие методы и методики:
социометрия, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко
(ПДО) (компьютерный вариант), тест-опросник выявления акцентуаций у подростков
Шмишека (компьютерный вариант), цветовой тест Люшера (компьютерный вариант),
шкала тревожности, разработанная по принципу “Шкалы социально- ситуационной
тревоги” Кондаша(см. приложение 2), беседа с классным руководителем.
В результате анализа были получены следующие данные:
Социометрия: лидеры – 2 чел., интерпретатор
– 1 чел., исполнители –
6 чел., болото – 10 чел.(в том числе М., Кш., К.),
изгои – 5 чел.(в том числе Кр., Ш.) (см. гистограмму 1 на стр. 57).
ПДО: гипертимный тип – 2 человека;
лабильный тип – 4 человека;
психастенический тип – 2 человека (в т.ч.,
М.);
шизоидный тип – 7 человек (в т.ч., К.);
эпилептоидный – 8 человек ( в т.ч., Ш.,
Кш.);
истероидный тип – 1 человек (Кр.);(см. диаграмму
на стр.58).
Тест-опросник Шмишека:
демонстративная акцентуация-3 чел.(в т.ч.,Кр.),
эмотивная-2 чел., гипертимная- 5 чел.(в т.ч.,К.), дистимическая-1 чел.,
практическая-1 чел., педантическая-1чел., возбудимая-1 чел., циклотимическая-
1 чел., экзальтированная-3 чел.(в т.ч.,Кш., Ш., М.);
смешанный тип акцентуаций-7 чел.: эмотивная+экзальтированная-2
чел., эмотивная+тревожная-2 чел., эмотивная+гипертимическая-1 чел., экзальтированная+тревожная-1
чел.(см. рис.3 на стр.59).
Шкала тревожности. (см. рис.4 на стр.60).
уровни, количество детей |
общая тревожн. |
школьная тревожн. |
личностная тревожн. |
межличност. тревожн |
нормальн. |
22 |
19 |
22 |
19 |
повыш. |
1 |
2 |
1 |
2 |
высокий |
1 |
4 |
2 |
1 |
чрезмерное спокойствие |
1 |
0 |
0 |
3 |
По результатам анализа была выявлена группа детей(М.,Кш.,
К.,Кр.,Ш.), имеющих ярко выраженные отклонения в акцентуациях характера,
школьной дезадаптации и особо тяжелом семейном положении.
Исходя из полученных данных были составлены
описания детей (см. приложение 1) и спланирована коррекционная работа.
Рис.1. Данные социометрии
Рис.2. Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО
Рис.3. Распределение выборочной совокупности по данным теста Шмишека
Рис.4. Показатель выборочной совокупности по общему уровню тревожности
2.5. План коррекционных занятий.
В качестве цели предлагаемой психокоррекционной
работы мы рассматривали
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА
В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК
В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ.
В связи с этим психокоррекционный процесс включает
следующие задачи:
- реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
- гармонизацию межличностных отношений между диадой
"мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними)
лицами;
- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных
реакций родителей детей с отклонениями в поведении;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих
самоактуализации и самоутверждению;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим
миром
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного
подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении.
В рамках предлагаемого подхода выделяются невротичный, авторитарный и психосоматичный
типы родительниц.
Содержание психокоррекционной работы представлено
двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде
беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также
последующих индивидуальных занятий психолога с матерью трудного ребенка.
Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между
психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые
обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в
посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит
диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с
помощью специальных методик.
Индивидуальные занятия позволяют психологу ознакомиться
с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые
особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой
его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить
помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут
помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).
На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие
осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую
занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые коррекционные
занятия проводятся по трем направлениям.
Первое направление: гармонизация взаимоотношений
между матерью и ее ребенком.
Второе направление: гармонизация внутрисемей-ных
отношений.
Третье направление: оптимизация социальных контактов
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет
пять этапов работы:
1. Разминка
Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются
к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные
психогимнастические упражнения, настраивающие родительниц на определенный
вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения
на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции,
на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности
выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с
приветствия.
2. Основная часть
Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление
жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации
основной цели психологической коррекции — изменения жизненного стереотипа
матери больного ребенка — нами была разработана специальная форма проведения
занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации, особо значимые
для группы. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для подведения
участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам,
оказывающим воздействие на высшие уровни базальной эмоциональной регуляции
(3-й уровень экспансии и 4-й уровень контроля по В.В. Лебединскому). Обсуждению
подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения
родительниц по поводу той или иной ситуации.
Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии
достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные
бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских"
историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт
участниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские
и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа
каждой из участниц.
В рассказе описывается типичная ситуация, в которой
матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто
бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие
реакции как родительниц, так и лиц их окружающих.
Одновременно рассказ используется как ведущий механизм
коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной
ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.
Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается
перед участницами группы таким образом, чтобы каждая из них могла бы его
хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается психологом вслух. Каждый рассказ
завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации.
С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной
в рассказе. Цель обсуждения, которая ставится психологом перед каждой родительницей,
изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации
персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения.
Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из участниц
группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на
вопрос психолога: "А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?" Высказываемые
точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует
организации дискуссии. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя
общий итог сказанному.
По характеру построения, а также воспроизведения
жизненных ситуации выделяется два типа рассказов:
- рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в
котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи
и между отдельными ее членами (например, рассказы "Воскресенье — день общения",
"Стоит ли тратить всю свою жизнь на ребенка?" и др.);
- "проблемный" рассказ, в котором нет готовых советов
и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации
на основе личного опыта (например, "Непреодолимая преграда").
Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся
в большинстве случаев в основной части тренинга, решают те же психокоррекционнные
задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник.
Некоторые из них, а именно, тематические опросники являются подготовительным
этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.
Тематические опросники
Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать
и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию
своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также подготавливает
к запланированным дискуссиям.
Проективный рисунок
Изображение собственных ощущений и переживаний с
помощью краски и карандаша помогает родительницам избежать порою трудновербализируемых
личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий
на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так
и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные
чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает
всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и
просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном
делится и автор рисунка.
Такая форма работы позволяет переключать участниц
группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а
также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств.
Применение арттерапии материализует переживания родительниц, способствует
их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.
Разыгрывание ролевых ситуаций
Эта форма работы предъявляется членам группы на
более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика,
ее реализации (отсутствием умения у участниц вербализовывать свои и чужие
чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определенные роли,
вновь переживать стрессовые ощущения). Разыгранные ролевые ситуации затем
также подвергаются обсуждению и анализу участницами группы.
3. Аутотренинг
На этом этапе применяется техника релаксации по
Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению
мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия
аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемое с травмирующих
переживаний к гармоничным состояниям.
4. Музыкальная релаксация
Эта часть занятия представлена четырьмя формами.
Музыкотерапия и Сиблиотерапия, Под отрывки из классических
произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст
с целью создания в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием
природы (1 уровень эмоциональной регуляции) или направленных на восстановление
приятных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным
содержанием позволяет сформировать у членов группы позитивную установку
и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.
Известно коррекционное воздействие библиотерапии,
которое проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений
у испытуемых, способствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и
одновременно направляет их по новому руслу, к новым целям. Кроме текста
музыкальной разминки или 10 поэтических произведений родительницам также
предлагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки
из классических литературных произведений философского содержания, имеющие
афористическую направленность. Именно такая форма осуществления библиотерапии
помогает родительницам вносить порядок в собственные ощущения, помогает
переосмыслять собственное бытие, находить радость в мелочах повседневной
жизни.
Характер музыкального текста подбирается с учетом
той же структуры, которая присутствует и в литературном тексте (наличия
тревоги, сильного протеста, счастливого разрешения и умиротворения). Для
прослушивания лучше избирать классические произведения отечественных и зарубежных
композиторов.
На этапе музыкальной релаксации члены группы сидят
или лежат в свободной позе с закрытыми глазами. После окончания звучания
музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые
возникли в их сознании при проведении этого этапа занятия. Не всегда предлагаемый
психологом для воображения образ будет совпадать с возникающими представлениями
у членов группы. Это также становится предметом дискуссионного обсуждения.
Хореотерапия. Известно, что музыкально-ритмическая
активация способствует оживлению психомотори-ки, улучшению поведенческих
характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей,
а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых
хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует
их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под
музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой родительниц, сделать
их более яркими и более стойкими. Этот вид психокоррекции может более позитивно
использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоактуализации
в движении, ощущения полной свободы и собственного совершенства. Для этих
целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий,
имеющих четкий ритм.
Важным этапом музыкальной терапии является и совместное
пение — воколотерапия. Пение (a capella) осуществляется также под руководством
психолога, который на начальных этапах может быть и зачинателем этого процесса.
Обязательным условием пения является расположенный перед глазами участниц
текст песен. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего
психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства свободы и чувства
самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию
чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.
5. Подведение итогов занятия
Осуществляется психологом с помощью участниц группы.
Получение домашнего задания:
- продумать свою позицию или поведение по какому-либо
вопросу;
- проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную
предложенной в рассказе, и записать ее;
вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике
просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение.(см.
приложение 3). |